Константин Сергеев, директор по безопасности торговой сети «МОНЕТКА» и руководитель «Ассоциация экспертов безопасности ритейла», рассказывает о приоритетах в сфере безопасности ритейла с помощью комплексных интеллектуальных решений и технологии видеоаналитики.
– Какие системы безопасности в офлайн ритейле наиболее востребованы?
– Есть два «базовых» блока технических средств защиты ритейла, без которых сложно представить любую торговую точку:
1. Система видеонаблюдения;
2. Охранная и пожарная сигнализации.
Сразу стоит добавить, что по законодательству РФ с марта 2021 года Охранная и Пожарная сигнализации – это две раздельные системы, но в обиходе служб безопасности они еще остались как общая аббревиатура – ОПС.
Есть и другие решения, такие как системы контроля доступом, совмещённые с учетом рабочего времени, противокражные системы, направленные на подачу сигнала проноса неоплаченного товара, системы речевого оповещения, различные антифрод-решения, позволяющие контролировать действия персонала и покупателей на кассах, автоматизированные депозитные машины, позволяющие производить «безопасную» самоинкассацию и т.д.
Внедрение и развитие «Модели безопасности», а в следствие и определённых систем безопасности, зависит от специфики объектов. Так, например, гипермаркету не подойдет модель безопасности дискаунтера и наоборот. Зависит она и от сегмента ритейла, например, модель обеспечения продуктового магазина будет отличной от модели безопасности ювелирного.
Лидеры отрасли формируют некий тренд (стандарт) внедрения новых подходов, современных технологий, который часто далее копируют другие игроки. Способствует этому и ротация в сфере безопасности, когда при смене торговой сети специалист по безопасности инициирует реализацию на новом рабочем месте раннее реализованных успешных решений.
Сейчас в безопасности, как и во всем российском ритейле, востребованы готовые проекты с глубокой накопленной экспертизой, не требующие значительных инвестиций и дающие результат сразу как говорят «здесь и сейчас». Таких проектов, к сожалению, мало.
Есть требования систем безопасности, которые регламентированы законодательством, и отступать от которых не стоит. Сюда относятся пожарная безопасность и антитеррористическая защищённость.
При этом стоит помнить, что востребованность и эффективность – разные понятия, и в условиях жёсткой конкуренции операционная эффективность сама расставляет приоритеты, отдавая предпочтение «рабочим решениям», дающим результат, не требующим излишних сил и средств на внедрение и эксплуатацию. Системы безопасности должны быть простыми, надежными, интегрируемыми в общую систему, доступными и масштабируемыми.
А если рассматривать в стратегии развития, системы безопасности должны быть интегрированы в систему управления торговым пространством «Умного магазина». Переходным этапом можно считать тренд перехода физической безопасности ритейла на системы PSIM (от англ. Physical security information management — «управление информацией о физической безопасности»).
20 июля 2023 года в Конгресс-центр ЦМТ пройдёт профильное мероприятие «Управление безопасностью в ритейле». Программа конференции разработана специально для рассмотрения современных стратегий по управлению рисками и предотвращению потерь.
– Как приживаются новые технологии в сфере безопасности?
– Несмотря на консервативную позицию безопасности, отдающую приоритет проверенным решениям, не скажу, что новые технологии всегда отвергаются. В рамках «Ассоциации экспертов безопасности ритейла» мы проводили онлайн-конкурс «Стартап решений «Startup security», членами жюри которого выступали действующие директора по безопасности российских торговых сетей, а призом для конкурсантов стала возможность проведения «пилотов» в этих торговых сетях. Убежден, что стоит продолжать данный проект.
Сейчас в безопасности, как и во всем российском ритейле, востребованы готовые проекты с глубокой накопленной экспертизой, не требующие значительных инвестиций и дающие результат сразу как говорят «здесь и сейчас». Таких проектов, к сожалению, мало, часто поступают запросы в форме «Мы ИТ-компания, скажите, что вам нужно, мы сделаем это за ваши деньги».
Из технологий в ритейле можно выделить направления видеоаналитики и систем распознавания. К примеру, распознавание товаров на кассах самообслуживания, позволяющее минимизировать потери как от ошибок, так и от «фродовых» махинаций, сопоставление лиц, ранее совершавших хищения, с целью удаления дополнительного контроля за их действиями. Такие решения российских разработчиков из Сколково как информационно-аналитическая система «Стоп шоплифтер» успешно себя зарекомендовало в РФ, Казахстане и Белоруссии, консолидировав единый контур безопасности.