Безопасность в ритейле. Дмитрий Лихов, руководитель безопасности O’KEY

На вопросы СМИ «Безопасность бизнеса» отвечает Дмитрий Лихов, руководитель направления антикоррупционной политики и внутренней безопасности компании O’KEY.

— Дмитрий, расскажите прочему Вы или Вас выбрала профессия в сфере безопасности?

— С самого детства меня окружали люди в форме. Я родился в семье военных. Я даже мыслить не мог, что могу выбрать какой- то другой путь, не связанный с защитой Родины. А затем был развал СССР и все вытекающие из этого тяжелые для касты военных последствия. Затем мой отец стал служить в органах внутренних дел, и я стал уже примерять на себя погоны милиционера. Закончил начальное специализированное учебное заведение, затем был Кавказ. После этих событий друзья из органов Гос. Безопасности предложили мне попробовать себя в службе безопасности крупного государственного предприятия, в направлении экономической безопасности. Я попробовал и понял, что это мое. Интересная, творческая не шаблонная работа, на которой ты можешь развиваться и помогать людям.  

Как за последние годы поменялась корпоративная безопасность?

— Мир быстрыми шагами движется в эпоху цифровизации. Соответственно риски и угрозы движутся в том же направлении. Возрастает роль искусственного интеллекта и подразделений IT безопасности. Возрастают риски, связанные именно с этим направлением. Также стоить отметить, что за последние годы на рынок вышли интересные технические решения, которые помогают в работе сотрудникам подразделений безопасности. Это системы распознавания лиц и антифродовые программы.     

— Какие знания, умения, навыки нужно развивать, чтобы оставаться востребованным в профессии в сфере корпоративной безопасности?

— В первую очередь нужно развивать клиентоориентированность. Я имею ввиду отношение к внутреннему и внешнему клиенту. Это отношение не должно быть таким, как например, отношение следователя к гражданину. Нас не должны бояться, нас должны уважать. Умение выстроить систему кросс- функционального сотрудничества, также очень актуально. Отдельно отмечу внутренние развитие. В свое время я закончил бизнес школу (MBA) Высшей Школы Экономики (НИУ ВШЭ), после этого мир для меня стал другим. Я сам стал другим, по-другому стал смотреть на многие вещи. Никто не отменял знаний в части УПК и ТК РФ. Но, пожалуй, одно из самых главных умений — это умение выстроить прозрачную и понятную бизнесу работу СБ.     

— Безопасность в ритейле всегда была на передовой технических решений. Какие инновационные решения уже внедрили или сейчас тестируете, если не секрет?

— Ранее я упоминал системы распознавания лиц, а также антифродовые решения. Сейчас активно работаем в этом направлении.

Какие корректировки в обеспечение безопасности в ритейле внесла пандемия?

— По большому счету для нас ничего не поменялось. В магазинах и на складах люди работали в период карантина как будто его и не было. Конечно, пришлось принимать меры по обеспечению индивидуальной защиты, следить, чтобы покупатели были в масках и соблюдали социальную дистанцию. Продуктовый ритейл в данное время оказался на передовой, обеспечивая население всем необходимым. Все сотрудники операционной безопасности были «в полях».    

— Какие риски для ритейла Вы выделяете в период постпандемии?

— Я допускаю, что на какое-то время можно фиксировать резкое увеличение потерь от действий воров — шоплифтеров, которые долгое время сидели без дела.  Сейчас самое время принять контрмеры.

— Коррупционеры и мошенники в режиме пандемии снизили свои аппетиты или напротив?

— В большинстве компаний, в период пандемии контакты с внешним миром были ограничены. Было запрещено заключать новые контракты и заводить на полки новые sku. Соответственно, коррупционеры сидели на сухом пайке. Касаемо мошенников, ситуация немного другая. Знаю, что в целом по стране увеличилось число телефонных аферистов. Много было случаев с продажей липовых цифровых пропусков, медицинских тестов и тп.

— Возможно ли победить коррупцию в отдельно взятой торговой сети?

— Я считаю, что это возможно. Но только при одном условии. Безопасность должна стать частью корпоративной культуры Компании.

— Поделитесь курьёзным случаем, наверняка, в вашей практике такие были, как внутренний коррупционер погорел на «откате».

— Был случай, когда один партнер из Китая прислал сообщение в адрес коммерческого директора примерно такого содержания: «Добрый день, уважаемый, к сожалению, не можем связаться с вашим сотрудником Ивановым (фамилия вымышленная), не могли бы Вы ему передать, что мы готовы перевести ему денежные средства за последнюю поставку и ждем от него подтверждения». Данный сотрудник у нас уже не работал, но выводы в отношении поставщика мы сделали. Было забавно.

— Ваш любимый анекдот про безопасность?

— Товарищи у нас дыра в безопасности

— Слава Богу хоть что-то у нас в безопасности

Онлайн-курс "Активная защита репутации компании и руководителя"