СЕКЬЮРИТИ ИЗ ФАНЕРЫ

Кому выгодно держать некомпетентных сотрудников охраны на торговых объектах?

«Что охраняем, то и имеем» (Михаил Жванецкий)

Начну с двух историй, которые, по моему мнению, ярко характеризуют нынешнее состояние защиты на объектах ритейла.

Зайдя в магазин одной крупной продуктовой сети, обратил внимание, как контролер торгового зала (охранник), внешнего вида (словами песни) «мужичок за 50, неухоженный», плотно набивает свой карман конфетами с полки. Далее он уже на своем посту, контролируя антикражные рамки, уплетал за обе щеки украденные конфеты… На мой вопрос «Как у вас так получается - и охранять, и воровать одновременно?», он выпучил глаза, через легкий амбре уточнил, что конфеты «взял дома», и чтобы я не мешал ему нести ответственную службу.

В другом магазине контролер торгового зала (охранник) предлагал купить у него дорогой виски (представленный в этом магазине) за 50% от стоимости. При этом схема продажи виски была такой: передаешь ему деньги, а он тебе ключ с номером от покупательского ящика, где уже ждет упакованная в пакет бутылка…

Нередки случаи, когда защитники магазинных полок берут мзду с пойманных воров за то, чтобы не передавать последних в полицию, вступают в сговор с вороватым на руку персоналом, закрывая глаза на хищения и махинации.

Безусловно, в сфере безопасности большинство - добросовестные сотрудники, есть и примеры поистине героических их поступков! При этом, как говорится, в семье не без урода. И проступки ряда лиц, которые большей частью не имеют официального (де-юре) отношения к охранной деятельности, негативно отражаются на всей отрасли безопасности. Дающие пищу для СМИ резонансные дела о фактах избиения, вымогательств на объектах ритейла и в торговых центрах совсем немного отстают от новостей о терроризирующих население «черных коллекторах».

Вот примеры заголовков новостной ленты по теме недобросовестных сотрудников:

  • Охранник, украв деньги из сейфа магазина, оставил записку с извинениями
  • В Тобольске охраннику дали условный срок за кражу в магазине
  • Челябинский суд вынес приговор охраннику, «заминировавшему» магазин
  • В Омске охранник винного магазина обокрал работодателя после своего увольнения
  • В Ставрополе охранник магазина украл деньги из кассы
  • В московском магазине охранник сломал шею 17-летнему покупателю
  • На охранника кафе завели дело после избиения посетителя
  • Охранники магазина вымогали деньги у школьника
  • Охранники одного из петербургских гипермаркетов вымогали у покупателя 100 тыс. рублей.

Пожалуй, годового объема номеров журнала «Мир безопасности» не хватит, чтобы опубликовать весь контент, размещенный в интернете по этой теме.

Если задаться вопросом - кому все-таки выгодно держать на объектах ритейла целую армию непрофессиональных сотрудников, напрашиваются такие выводы. Это может быть выгодно всем лицам, включенным в процесс - администрации объекта, шефу секьюрити и самим контролерам.

Первое – выгодно администрации торгового объекта
В этом случае охранник выступает неким «стрелочником», на которого можно свалить все свои огрехи. Нередко сталкиваюсь с директорами магазинов, которые после проведения ревизии уверяют, что у них все украли, охрана некомпетентна, а, может, и в сговоре, и требуют срочно поменять охранников! Когда начинаешь детально разбирать ревизию и позиции, которые попали в неизвестные потери, наибольший процент потерь в продуктовом ритейле составляют овощи и фрукты, охлажденная птица, молочная продукция и др., а это явно не очень привлекательно для шоплифтеров (магазинных воров). В большинстве случаев версия некомпетентности сотрудника охраны после детального разбора инцидентов автоматически отпадает, и администрации приходится признавать свои ошибки, халатное отношение и даже преступное попустительство.

Второе – выгодно менеджерам, заключившим контракт с ЧОПом
Этим менеджером может выступать руководитель службы безопасности. Нередки случаи создания «карманных» ЧОПов или получения «откатов». А здесь не до качества работы - главное побольше протабелировать (можно и «мертвые души»), минимум заплатить сотрудникам (контролерам) и максимум получить прибыли с контракта, который можно уже будет поделить. Для крупных торговых сетей стоимость месячной прибавки («отката») к зарплате, пенсии может соответствовать объему годовой зарплаты.

Можно привести в пример скандал, когда манекен в форме охранника в течение пяти месяцев «получал зарплату» на стратегическом объекте в Мурманске.

Прокурорская проверка показала, что один из руководителей предприятия распорядился, чтобы с марта по июль были выставлены только три поста. Счета при этом выставлялись за все четыре поста, один из которых несколько месяцев занимал… манекен в лыжной маске и оранжевом жилете. Проверяющие подсчитали, что в действительности в результате мошеннических действий бюджету был нанесен ущерб на сумму более чем в 320 тысяч рублей. Дело взяла на контроль прокуратура, было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в крупном размере».

Третье – выгодно самим контролерам (охранникам)
Между разгадыванием кроссвордов можно, если не лениться, настроить схемы для дополнительного дохода...

В итоге можно резюмировать, что все довольны. Конечно, кроме собственников бизнеса, считающих операционную прибыль.

В то же время с учетом сложной экономической и политической ситуации, повышенным уровнем террористической угрозы, от сотрудника службы безопасности ждут более качественной работы. Стоит обратить внимание на прецеденты ответственности ТОП-менеджеров за недобросовестное обеспечение безопасности. ПРИМЕР: «Суд принял решение арестовать руководителя службы безопасности аэропорта Домодедово до 28 февраля 2016 года. Следствие полагает, что должностные лица необоснованно сделали процедуру досмотра граждан проще. Этим и воспользовался террорист-смертник, который пронес в зал прилета взрывчатку. Тогда, в 2011 году, погибли 37 человек, более 170 были ранены».

Можно предположить, что государство в ближайшем будущем будет более пристально контролировать торговые объекты, как места массового нахождения граждан. В ряде зарубежных стран, с учетом нынешней тревожной обстановки, все входные группы торговых центров давно оборудованы стационарными постами профессиональной охраны и досмотровым оборудованием.

Отмечу, что прогрессивные собственники бизнеса ищут варианты сокращения издержек, автоматизации систем и процессов безопасности. От того, как будут интегрированы сотрудники охраны в систему безопасности, насколько они будут эффективны, зависит и стабильность бизнеса, который влияет на экономику страны в целом. При этом важная роль отводится именно руководителю службы безопасности (честному, неравнодушному, компетентному), который должен грамотно выстроить и обосновать затраты на должную систему безопасности вверенных ему объектов.

Константин СЕРГЕЕВ, НП «Союз руководителей служб безопасности Урала» 

www.ekb-security.ru


 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Дополнительная информация

Rambler's Top100
Яндекс цитирования