Алан Ваниев. Предупреждение потерь - оптимизация бизнес-процессов

В гостях у СМИ «БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА» Алан Ваниев, Начальник Службы безопасности торговой сети "Верный", Уральский филиал.

Союз руководителей служб безопасности Урала сотрудничает с Уральским Федеральным Университетом в части погружения студентов в профессию специалиста службы безопасности бизнеса. Студенты задаются вопросом, кем были руководители СБ раньше, когда не было профильного образования в этом направлении? Алан, поделитесь, пжл, как Вы пришли в сферу безопасности торговых сетей?

В сферу безопасности розничной торговли пришел из вооруженных сил РФ после окончания контракта в «горячей точке». Выбор «на гражданке» пал на динамичную розничную торговлю. В этом секторе было множество вакансий подходящего направления. Был приглашен в отдел экономической безопасности. В настоящее время возглавляю Службу по борьбе с хищениями в ТС «Верный» Уральского филиала.

Как, на Ваш взгляд, создать эффективную команду, способную надежно противостоять внешним и внутренним угрозам торговой сети, а также успешно работать в сфере предупреждения потерь?

Если мы говорим о формировании СЭБ, то необходимы концепт отдела, правильная структурная интеграция его в компанию и незыблемые принципы, если хотите, - его философия. Для подбора команды нужно разработать профили необходимых должностей и привлекать кандидатов, максимально соответствующих требуемым личным и профессиональным характеристикам. В идеале команда СЭБ - сформированная из специалистов, взаимодополняющих друг друга, люди «одной крови», фанатики своего дела. Учитывая, что не существует специалистов по товародвижению с опытом конкурентной разведки, задача руководителя сложить из подобранных коллег продвинутый, совершенный, безотказный механизм, осуществляющий широкий спектр мероприятий по выявлению и упреждению рисков экономических потерь, выявлению и нейтрализации угроз.

Ключевую роль отвожу доработке спецов, то есть коллег, и практике каждого из них «на земле» - на приемке товара, на инвентаризациях, на РКУ, на посту охраны, на выездном аудите «в полях», в засаде ночью у магазина, на заказе товара, на сборке товара с РЦ. Он просто обязан «вкурить» все техпроцессы.

Немаловажную роль имеют также индивидуальные показатели эффективности специалистов СЭБ, определяемые генеральной линией задач СЭБ. Если говорим о коллективе, команде розничного магазина, здесь в большей степени роль отведена администрации. Опыт, мотивация и способность создать правильный «климат», не забывая про «волшебный пендель», обучить персонал и «запустить» мероприятия по снижению потерь. Роль персонала в снижении потерь – определяющая. Управляющий, адекватно оценивая и контролируя выполнение бизнес-процессов вверенными специалистами, используя институт наставничества, формирует сплоченный, мотивированный коллектив и в короткие сроки достигает целевых показателей по потерям.

 

Разные торговые сети по-разному подходят к предупреждению потерь в своих магазинах. С чем это может быть связано?

Разные торговые сети – разные собственники бизнеса. Каждый ведет бизнес по-своему - свой подход. Один вкладывает в «системы», охрану, в качество персонала и корпоративный дух, разрабатывает правильные мотивации, закладывает стратегические цели и имеет хорошие результаты спустя годы. Другой определяет оптимальные логистические процессы - от поставщика к покупателю, сокращает цепочки и, соответственно, потери. Третий использует гибкий, рациональный подход, который постоянно оптимизируется, своевременно мониторит, тестирует и внедряет нужные технологии, избавляется от «хлама» и стереотипов, ежедневно считая экономику во всем. Есть и такие, кто надергал специалистов и методик отовсюду, и борется с потерями как придется, нанимает контролеров, потом контролеров за контролерами... У всех разные допустимые потери и допустимые вложения в предотвращение потерь на текущую дату при общей для всех задаче - окупаемости вложений. Многое решают финансы, оттого складываются и разные подходы. Правильный подход, на мой взгляд,
это совершенствование бизнес-процессов и улучшение качества обслуживания этих процессов персоналом.

Поделитесь, из чего складываются потери торговой сети. Это украденный товар?

Разумеется это не только товар. Из опыта - проблемы, имеющие отношение к потерям компании в целом, чрезвычайно разнообразны. Это не только тривиальные списания и кражи в отчетном периоде магазина, филиала. Отнесем сюда и потери электроэнергии, дизтопливо логистов, «холостые» промо-акции и рекламу, расходы на оплату труда от несогласованности управленческих решений и т.п. Это и персонал высшего звена, имеющего возможность наносить ущерб компании не только за счет использования особых финансовых схем, но и за счет продажи информации, и работе на конкурентов, несущие вред имиджу и репутации компании. Согласитесь, это прямые потери бизнеса. Множество бизнес-процессов несут в себе риски потерь – они требуют мониторинга и разведки по компании «в целом», для своевременной реакции СЭБ на отклонения.

Разбираясь в причинах товарных потерь и углубляясь – выявляем непредусмотрительность «функционеров», т.е. незнание предмета и отсутствие опыта. Если рассматривать потери товара, то наибольший вред несут не внешние или внутренние кражи, а «сырые» бизнес-процессы, отсутствие аналитики и, как следствие, неразумные решения или нездоровая экономия, в т. ч. на вопросах безопасности, а в большей степени - бытовая халатность.

Какие аналитические методы Вы используете, чтобы выявить совершенное хищение в магазине?

Множества аналитических методов никогда не требуется. Для выявления причин неизвестных потерь используем данные локальных инвентаризаций, не более 3-х специальных отчетов программного обеспечения, отражающих движение товара, проверяем товаросопроводительные документы и специальные внутренние документы. Расследуем движение «утери» поэтапно, сопоставляем все факты, по цепи определяем точную причину. В сложных случаях для достоверности выводов о совершении хищения есть системы видеонаблюдения. Если говорить о внутренних кражах, рекомендую проводить оперативную работу с персоналом и администрацией магазинов, складов, максимальное использование «горячих» линий, внедрение нужных людей в проблемные коллективы, сопровождение их информации. При таком подходе всегда есть результаты.

Реалии современной России показывают, что в магазинах воруют все возрастные группы, как говорится, «стар и млад». На Ваш взгляд, с какой группой воришек наиболее сложно работать?

На мой взгляд, наиболее сложно работать с профессиональными ворами, которые имеются во всех возрастных группах. )))

Мой опыт и рабочая статистика говорит о сложности работы с несовершеннолетними, возрастная категория максимально неустойчива и подвержена влиянию эмоций, стрессов, негативных событий, «реактивна» в своих решениях и действиях, и тверда в преступном умысле, т.е. это наиболее частые ситуационные воры, которых по статистике до 80%. Подростки часто хорошо организованы и совершают крупные хищения, бодро пользуясь отсутствием явных признаков физической охраны и небольшой численностью персонала магазина, умело используют ошибки планировки. При этом знают и о степени ответственности, и при удачном для них исходе - это мотивирует их на еще более дерзкие вылазки, они часто совершают открытые ограбления. Мода на магазинное воровство в их среде является признаком “крутизны”. Встречаются наркоманы, беспредельщики и подростки-алкоголики. Примеров у нас, к сожалению, много. (((

Многие эксперты в сфере безопасности сходятся во мнении, что наибольшие потери, связанные с хищениями, происходят из-за внутренних воров.

К сожалению, на сегодня приходится согласиться с мнением экспертов и признать тот факт, что достаточно большие потери происходят по вине персонала, в т.ч. хищений с их стороны.

Совершенствуются системы антикражного оборудования, но и современные воры (шоплифтеры) не стоят на месте. Какие последние технологии или схемы они применяют, и как этому противостоять?

По вопросу о шоплифтерах ответ простой: совершенствуются рамки - совершенствуются шоплифтеры - снова совершенствуются рамки и так далее такой круговорот. Применяют магниты для снятия защиты, экранирующие материалы вшивают в одежду, карманы. Среди них есть такие «технари», что даже применяют портативные «глушилки», изготовленные кустарным способом, работая группой. Самый простой и эффективный способ борьбы с ними - это вежливость и отзывчивость персонала, его бдительность. Самое важное для шоплифтера - чтобы никто не обратил на него внимание, безразличие со стороны персонала к его появлению. Поэтому любое "здравствуйте" или "вам помочь", "возьмите корзинку" - это прямое попадание. Он уже не будет воровать, он уйдет - так говорят они сами.

Ранее в советской торговле не было специалистов по предотвращению потерь, контролеров торгового зала и потери были значительно меньше. По вашему мнению, с чем связан сейчас рост потерь в торговых сетях?

Товар тогда лежал за прилавком, и украсть его было сложнее. Шутка )))

Воровство бессмертно как мафия, а воровать в советской торговле, уверен, было куда легче. Любой ветеран советской торговли вам расскажет о таких «схемах», о которых сейчас многие СБ-шники представления не имеют. Лишенный права на собственность, пролетарский народ воспитывали в духе «все вокруг народное, все вокруг мое». Народ охотно верил и "коммуниздил" народное себе домой, а возможности зависели в основном от места работы. Продавцы обвешивали, кассиры обсчитывали, колхозники воровали все, включая навоз, медики тащили спирт, рабочие – надфили и сверла и т.д. Можно перечислять бесконечно. Думаю, воровали меньше, потому что у советского человека было больше мотивов сохранить чистоту помыслов - сочетание материального и социального стимулирования, такие как путевки, почетные грамоты и т.п., стабильность, уверенность в завтрашнем дне, воспитание с горшка по примерам чести, моральным принципам героев той эпохи. Дети читали правильные книги. Для взрослого, трудящегося высок был страх огласки и публичного оглашения ВОРОМ в коллективе, высокий градус нетерпимости к воровству и безответственности в то время. Бездельников высмеивали, сейчас до них нет дела. В то время увольняли по статье, а сейчас легко договориться. Участковый для дворовой шпаны многое значил. Сейчас с этим из рук вон как плохо...

Общаетесь ли Вы с руководителями служб безопасности других торговых сетей? Как организовано Ваше общение, считаете ли его эффективным, и какие задачи оно позволяет решать?

В среде руководителей служб безопасности общаемся, в основном при необходимости, и при участии в профессиональных мероприятиях. Сегодня это взаимодействие позволяет предотвращать появление недобросовестного персонала в коллективах наших магазинов, запрашивать рекомендации, что тоже немаловажно. Делимся оперативной информацией об «околокриминальных» и криминальных ситуациях в наших магазинах, способствуя коллегам своевременно предотвращать потери.

26-27 ноября в Екатеринбурге пройдет IV ежегодный Форум «Безопасность Урала». Что Вы ожидаете от этого мероприятия?

Предполагаю максимально извлечь из мероприятия полезную информацию и опыт коллег для внедрения в практическую работу.

Алан, благодарим Вас за интервью и ждем 26-27 ноября на IV ежегодном Форуме "Безопасность Урала" 2014.

Справка

Сеть магазинов "Верный" - молодая и динамично развивающаяся компания. Первые магазины были открыты в конце октября 2012 г. одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. За три месяца 2012 г. было открыто 35 магазинов. На 31 декабря 2013 г. в Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Екатеринбурге и Свердловской обл., Владимире и Владимирской обл., Великом Новгороде работало 150 магазинов «Верный».В апреле 2014 г. был открыт 200-ый универсам "Верный". К июлю 2014 г. компания начала работу в Калуге и Калужской обл., Ярославле и Ярославской обл., и Туле.
 
 
БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА
 
 

 

 

Дополнительная информация

Rambler's Top100
Яндекс цитирования